Государственная политика в области правовой информатизации
Концепция правовой информатизации разработана по инициативе Государственно-правового управления Президента РФ, осуществлявшего в соответствии с Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 363 функции генерального заказчика систем правовой информации, в целях активизации процесса создания государственных правовых информационных систем, и утверждена Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. N 966.
Основываясь на положениях Концепции, правовую информатизацию России можно трактовать как процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.
Известно, что в рамках программы правовой информатизации России решается двуединая задача: информатизация правовой сферы, с одной стороны, и правовое обеспечение информационных процессов и информатизации, с другой. Для решения этих задач намечены следующие основные направления информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации:
информатизация правотворчества;
информатизация правоприменительной деятельности;
информатизация правоохранительной деятельности;
информатизация правового образования и воспитания;
правовое обеспечение процессов информатизации.
Информатизация правотворчества предусматривает оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, действующих в области правотворчества, информацией о нормативных правовых актах, о зарубежном законодательстве, а также экономической, социальной, политической и любой другой информацией, необходимой для правотворчества; выявление связей создаваемых норм права с действующим законодательством, приведение его в соответствие с вновь принятыми нормативными актами, своевременную отмену и изменение устаревших правовых норм; совершенствование систематизации законодательства в целях устранения множественности и противоречивости нормативных актов; совершенствование самого процесса правотворчества в результате внедрения перспективных информационных технологий в этот процесс.
Информатизация правоприменительной деятельности направлена на обеспечение правовой информацией или информационно-правовыми ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или иные нормы права.
Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах - прокуратуре, органах внутренних дел, юстиции, судебных органах, арбитраже и др.
Информатизация правового образования и воспитания направлена на создание локальных сетей, включающих автоматизированные рабочие места школьника, студента, слушателя института повышения квалификации.
Правовое обеспечение процессов информатизации представляет совокупность нормативных актов, принимаемых на различных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с созданием и использованием информации и перспективных информационных технологий.
Другим Указом для реализации этой Концепции была утверждена Президентская программа "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации" (Указ Президента РФ от 4 августа 1995 г. N 808.
Основным направлением этой работы было определено создание и развитие в три этапа к 2000 г. общегосударственной системы правовой информации, охватывающей все республики, края, области России, создание региональных абонентских сетей, предоставляющих информационно-правовые услуги гражданам и организациям, в том числе создание в 1996-1997 гг. и сохранение единого информационно-правового пространства органов государственной власти Российской Федерации и создание предпосылок для формирования единого общегосударственного информационно-правового пространства. При этом было заявлено, что формирование общегосударственных информационных ресурсов в правовой сфере предполагает ориентацию на создание общего информационного пространства, в том числе и в наднациональном, общемировом контексте.
И хотя цели и задачи этой Концепции не были в полной мере реализованы на практике, с научной точки зрения ее теоретические положения представляют безусловный интерес.
Так, в рамках развития общегосударственной системы правовой информации в 1993 г. был создан Научно-технический центр правовой информации "Система" (далее - НТЦ "Система") в целях информационно-правового обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти. Коллектив составили сотрудники Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
Актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на НТЦ "Система" возложено выполнение целого ряда задач в сфере правовой информатизации России, в том числе функции головной организации по реализации правовой информатизации России*(100).
Сегодня НТЦ "Система" является центральным узлом правовой информации Российской Федерации, обеспечивающим свободный, оперативный доступ к информационно-правовым ресурсам со стороны органов государственной власти Российской Федерации, а также информационный обмен с региональными узлами правовой информации и субъектами Российской Федерации.
Информационный фонд НТЦ "Система" составляет более 76 000 документов без учета международных договоров, актов органов исполнительной власти, арбитражной практики. В полном объеме представлены правовые акты за 1917-1922 гг. Кроме того, в машиночитаемый вид переведен полный вариант последнего издания "Свода законов Российской империи" в 16 томах.
Пользователями информационного фонда НТЦ "Система" являются высшие органы государственной власти России, силовые ведомства, научные учреждения, коммерческие организации, средства массовой информации. Различные информационно-правовые продукты НТЦ "Система" установлены в органах исполнительной и законодательной власти 88 субъектов Российской Федерации.
Одной из главных задач НТЦ "Система" является создание и ведение эталонного банка правовых актов высших органов государственной власти Российской Федерации. Эталонный банк содержит официальные тексты правовых актов федеральных органов государственной власти в машиночитаемом виде.
Похожие работы:
- Государственная политика в области правовой информатизации
Концепция правовой информатизации разработана по инициативе Государственно-правового управления Президента РФ, осуществлявшего в соответствии с Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 363 функции г...
- Государственная политика в области занятости
Полшпика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого ^о члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональн...
- Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
Закон об общих принципах организации местного самоуправления к ведению муниципальных образований относит вопросы обеспечения населения услугами связи, организации и содержания муниципальной информацио...
- Государственная политика на рынке труда
Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке силами: пред...
- Политика предприятия в области качества
Современная политика передовых отечественных и зарубежных предприятий в области качества заключается во взаимосвязанности и неотделимости ее от общей политики предприятия. Техническая, экономическая и...